Главная / Произведения Кэрролла / «Алиса в Зазеркалье»

«Алиса в Зазеркалье» — кратко о сказке, о которой невозможно написать кратко

«Алиса в Зазеркалье» (оригинальное название Through the Looking-Glass, and What Alice Found There — дословный перевод «Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса») — продолжение первой книги о приключениях девочки Алисы в Стране чудес, написанное в 1871 году. Теперь Льюис Кэрролл отправил свою героиню в путешествие в Зазеркалье. Здесь живет Черная королева, близнецы Труляля и Траляля, Шалтай-Болтай и другие персонажи.

Прототипом главной героини этой сказки, по мнению исследователей творчества, стала не только Алиса Лидделл, но и другая девочка с таким же именем — Алиса Теодора Рейкс.

Что наша жизнь? Игра!

Если Страну чудес Кэрролл населил картами, то в продолжении сказки Алиса попадает в другую игру — шахматы. Расстановка сил перед началом по замыслу Кэрролла:

Белые

Фигуры: Труляля, Единорог, Овца, Белая Королева, Белый Король, Старичок, Белый Рыцарь, Траляля

Пешки: Маргаритка, Зай Атс, Устрица, Крошка Лили, Лань, Устрица, Болванс Чик, Маргаритка

Черные

Фигуры: Шалтай-Болтай, Плотник, Морж, Черная Королева, Черный Король, Ворон, Черный Рыцарь, Лев

Пешки: Маргаритка, Чужестранец, Устрица, Тигровая Лилия, Роза, Устрица, Лягушонок, Маргаритка

Сказка — это описание партии, которую Алиса начинает белой пешкой и заканчивает королевой, выиграв на 11-м ходе.

Шахматная партия «Алиса в Зазеркалье»

1. Алиса встречает Черную королеву
1. Черная королева уходит на h5
2. Алиса через d3 (железная дорога) идет на d4 (Траляля и Труляля)
2. Белая Королева идет на с4 (ловит шаль)
3. Алиса встречает Белую Королеву (с шалью)
3. Белая Королева идет на с5 (становится Овцой)
4. Алиса идет на d5 (лавка, река, лавка)
4. Белая Королева уходит на f8 (оставляет на полке яйцо)
5. Алиса идет на d6 (Шалтай-Болтай)
5. Белая Королева идет на с8 (спасаясь от Черного Коня)
6. Алиса идет на d7 (лес)
6. Черный Конь идет на е7
7. Белый Конь берет Черного коня
7. Белый Конь идет на f5
8. Алиса идет на d8 (коронация)
8. Черная Королева идет на е8 (экзамен)
9. Алиса становится Королевой
9. Королевы рокируются
10. Алиса рокируется (пир)
10. Белая Королева идет на a6 (суп)
11. Алиса берет Черную Королеву и выигрывает партию

«Двойное дно» приключений в Зазеркалье

Сказка полна аллюзий, математических, логических и лингвистических шуток и каламбуров. Чтобы «объяснить» приключения Алисы в Зазеркалье, каждый абзац Кэрролла нужно сопровождать несколькими абзацами пояснений — и это лишь в случае, если мы не будем в пояснениях слишком многословны.

«Пробираясь» таким образом от главы к главе, вы сможете оценить всю глубину кэрролловского математического юмора, талант обличать в простую форму сложнейшие понятия из области логики и тонко подшучивать над многими современниками. Можно сказать, что «Алиса в Зазеркалье» — подборка литературных карикатур на математиков, писателей и других деятелей времен Кэрролла.

Относясь с изрядной долей иронии к себе, Кэрролл иронично ссылается на работы других авторов. Например, сад говорящих цветов, в который попадает Алиса, — прямая отсылка к первой части поэмы Альфреда Теннисона «Мод». Там герой в ожидании любимой в саду роз прислушивается к голосам цветов:

Роза алая вскрикнула: «Ближе, ближе!»
Плачет алая, прочит беду.
И прислушался шпорник: «Я слышу, слышу!»
И шепнула лилия: «Жду!»

Алиса говорит с цветами о том же — о приходе женщины, только на этот раз Белой королевы.

Образ Белой королевы, к слову, очень похож на образ миссис Рэгг, главной героини другого произведения — романа «Без имени». Это не просто наблюдение кэрролловедов — об их сходстве писал и сам автор: «Идя различными путями, которые где-то пересеклись, мы странным образом осуществили один и тот же идеал — миссис Рэгг и Белая Королева могли бы быть сестрами-близнецами».

Классикой кэрролловедения стала книга Мартина Гарднера «Аннотированная Алиса» — если вы хотите узнать больше и об авторе, и о том, куда ведут невидимые на первый взгляд ссылки из текста — прочтите ее: вас ждет масса интересных, неожиданных открытий.

Попытки психологического анализа

Множество авторов-психоаналитиков разрабатывали теории относительно личности Кэрролла на основе сказки о Зазеркалье. В числе «диагнозов», поставленных в отсутствие самого пациента, — оральная агрессия (Алиса постоянно что-то ест или пьет), Эдипов комплекс и даже садизм. Не говоря уже об обвинениях в педофилии, подробнее о которых читайте в отдельном материале.

Психоаналитические труды часто опираются только на сказку и идут вразрез с содержанием дневников Кэрролла. Например, Кэрролл назвал смерть отца «величайшим горем его жизни», что в корне не согласуется с идеей об Эдиповом комплексе.

Создание иллюстраций к «Алисе в Зазеркалье»

Первым иллюстратором «Зазеркалья», как и «Страны чудес», стал Джон Тенниел. Кэрролл оставлял небольшой простор для фантазии художника, до деталей описывая, что хотел бы видеть на той или иной иллюстрации. Нередко они спорили. Ситуация накалилась настолько, что Тенниел заявил, что Кэрролл должен удалить целую главу, в которой Алиса встречает «пчелу в парике» (в переводе Демуровой — шмеля), так как иллюстрации к ней «не вырисовываются». Кэрролл согласился, и о главе никто ничего не знал до 1975 года, когда рукопись всплыла на аукционе Sotbeys.

Однако художник нашел, как оставить и свой отпечаток на работе: Белый рыцарь очень напоминает Тенниела. Сравните сами:


Джон Тенниел


Белый рыцарь

Еще одно неслучайное сходство в иллюстрациях к первому изданию: Лев и Единорог — карикатуры на Бенджамина Дизраэли и Уильяма Гладстона, известных политических деятелей того времени.

Как и первую часть сказки, «Алису в Зазеркалье» анализировали не только философы и психологи, но и специалисты из других областей. Многие нашли в ней спрятанные «сюрпризы». Например, структура всей сказки и стихотворения «Бармаглот» ассоциируется у математиков с теорией групп. Философы считают, что работы Кэрролла стали предвестниками постструктурализма и постмодернизма — наравне с трудами Ницше. Чего только стоит фраза Алисы «Как хорошо, что я не люблю спаржу! Если бы я любила ее, мне пришлось бы есть ее, а я ее терпеть не могу». 

 
 
Главная О проекте Ресурсы Контакты Карта сайта

© 2012—2024 Льюис Кэрролл.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.